Тема плагиата может оказаться болезненной как для тех создавал по-настоящему уникальные вещи, так и для тех, кто не пожалел на них денег и стал обладателем произведения искусства в единственном экземпляре. И эта напасть не обошла ни архитектурный, ни интерьерный, ни мебельный дизайн.
Границы плагиата
Плагиат плагиату рознь. Он может быть как совершенно беспардонным воровством идей, так и просто данью творчеству именитого автора. И хотя в последнем случае это будет заимствованием или следованием традициям, граница этих понятия достаточно размыта.
Не говоря уж про наличие такой вещи как «непреднамеренный плагиат», когда человек просто не знал о «первоисточнике», который, возможно, гораздо менее популярен.
Типы плагиата: плагиат и не очень
Мы уже обозначили всю неконкретность такого понятия как плагиат, а также и то, что у него очень много смежных понятий. И теперь разберем основные типы плагиата и заимствования, с которыми можно столкнуться в отрасли интерьерного и архитектурного дизайна.
Прямой плагиат
Это тот случай, когда для плагиата берется целиковый объект: готовый дизайн; какое-то интерьерное решение; возможно даже планы дома, а то и уже готовые и реализованные архитектурные проекты. В этом случае абстрактный недоброжелатель – назовем его так – присваивает авторство себе и выдает работы за свои.
Финансовая выгода от этого также может быть как прямой, так и косвенной: абстрактный недоброжелатель может как продавать «позаимствованные» проекты (с уже реализованным дизайном это будет сложно, сами понимаете), либо включить в свое портфолио, тем самым привлекая потенциальных заказчиков.
Частичный плагиат
Это вариант, когда исходный проект был так или иначе переработан. Например в готовом дизайне интерьера будут использованы иные цвета, а расположение мебели зеркально отражено. С плагиатом подобного рода ситуация сложная: как в юридическом плане, так и в этическом.
При таком способе плагиата, возможность привлечь абстрактного недоброжелателя к ответственности может быть непросто.
Потому основное, на что стоит наедятся, что вторичный материал абстрактного недоброжелателя будет вторичен и по качеству исполнения.
Заимствование
А теперь мы поговорим о делах неподсудных, а именно заимствовании. Полностью уйти от схожих мотивов в интерьере и архитектуре достаточно сложно: это продиктовано и сформировавшимися стилями, и соображениями эргономики, и тем, что количество производителей мебели и отделочных материалов ограничено. Но за основы могут быть взяты не только конкретно материалы, но и определенные детали оформления.
Соответственно, заимствования могут быть креативными. как мы описали, так и грубыми. Но уйти от них невозможно – любое творчество опирается на что-то: природу, явления, иное творчество. Ибо создать что-то из ничего невозможно.
От индивидуального новаторства к общемировой классике
Это наиболее масштабный процесс «всемирного плагиата». Тот случай, когда стиль архитектора или дизайнера интерьеров/мебели оказался настолько гармоничным, запоминающимся и цельным, что, благодаря последователям – и заимствованиям – сформировался в отдельное направление.
Как он в последствии стал называться – стиль прерий оказался настолько характерным и интересным, что вылился в отдельное течение. в рамках которого работали другие архитекторы и дизайнеры. И в каком-то смысле, такое распространение произошло благодаря плагиату.
Послесловие
Это основные типы взаимодействия, в которых одни люди, могут использовать чужое творчество напрямую. Хотя чужими вещами можно и вдохновляться, и смешивать, и идти «от противного» и еще много чего.